Форум Зов Белой Горы

Текущее время: 19 апр 2024, 19:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 16 фев 2015, 23:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 май 2014, 09:26
Сообщения: 72
Продолжение.

За последние десятилетия физики развили более объединенное понимание Законов Природы, достигающее наивысшей точки в недавнем открытии полных (завершенных) теорий Единого Поля. Эти теории описывают объединение всех частиц и сил природы в единственном Едином Поле. В физике материя и энергия рассматриваются как выражения четырех фундаментальных полей: гравитации, электромагнетизма, сильной и слабой ядерных сил. Квантовая физика достигла такого глубокого уровня понимания, что стала способна положить одно Единое Поле всех Законов Природы в основании этих четырех полей. В то время как полное математическое описание этого поля все ещё развивается, ясно, что Единое поле Природного Закона - источник всего материального многообразия. Оно трансцендирует (выходит за пределы) всего существования; это поле - поле чистой информации (Чистого Сознания), из которой все различные силы и Законы Природы последовательно появились в первые микросекунды создания нашей Вселенной, и от которой этот процесс непрерывно происходит в каждый момент. Из самовзаимодействующей динамики Единого Поля появляются все Законы Природы для поддержания организованного развития вселенной.

В 1967 г. астроном Вайндберг из США и физик Салам из Индии независимо друг от друга создали теорию слабого и электромагнитного взаимодействия, за которую они получили нобелевскую премию в 1979 г. В течение 12 лет это экспериментально было подтверждено. Согласно этой теории оказалось, что на фундаментальном уровне функционирования природы слабые и электромагнитные силы становятся неразличимыми, что приводит к объединению этих полей (электро-слабые объединения). Это открытие привело в дальнейшем к развитию теории великого объединения, в котором объединяются слабые, электромагнитные и сильные поля. Этот уровень объединения привел к появлению совершенно новых теорий, так называемых суперсимметричных теорий Единого Поля. Этот уровень характеризуется такими свойствами как: самодостаточность, самовзаимодействие и бесконечный динамизм. Т.е. можно сказать, что все Законы Природы в своем непроявленном состоянии находятся в Едином Поле (схематично представлено на плакате).

Ведическая наука относится к этому Единому Полю, как к полю Чистого сознания, которое, будучи, полем бесконечной энергии Созидательного Разума, лежит в основе человека и природы.

Доктор Джон Хэгелин (ведущий специалист, физик) изучил описание Чистого Сознания, данное Махариши Махеш Йоги, в свете современной науки и пришел к выводу, что имеется существенное свидетельство, позволяющее утверждать, что Единое Поле и Чистое Сознание тождественны. Это означает, что полный потенциал человеческого сознания в то же самое время является полным потенциалом природного разума. Т.о. человек имеет эту врожденную способность использовать и выражать безграничную энергию, созидательность и разум Природы в своей собственной жизни, для этого нам необходима лишь естественная связь между активным умом и Единым Полем.
Некоторые из качеств Единого Поля, выделенные физиками:
- Совершенная упорядоченность,
- Непроявленная природа,
- Неизменяемость,
- Безграничность в пространстве и во времени,
- Источник всего знания,
- Источник всех Законов Природы,
- Самоувековечивающее,
- Бесконечная взаимосвязь (корреляция),
- Поле всех возможностей,
- Энергия: бесконечная, неистощимая.

Наиболее поразительно, что описание современной физикой Единого поля Законов Природы как самодостаточного, самовзаимодействующего поля бесконечного разума и динамизма замечательно соответствует описаниям единой основы мироздания, данного наиболее древними традициями знания. В Ведической традиции Индии все разнообразие материального существования всегда описывалось как последовательное проявление Единого Поля - самодостаточного, самообращенного, безграничного и бесконечно динамичного поля разума. В Ведическом понимании это Единое Поле всех Законов Природы фактически определено как поле чистого разума, чистой информации, чистого знания в его наиболее компактной и сконцентрированной форме - одной единой основе жизни - Природном Законе.


Вложения:
Unified_Field_c.gif
Unified_Field_c.gif [ 188.44 КБ | Просмотров: 3398 ]


Последний раз редактировалось Евгений 19 фев 2015, 10:37, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 фев 2015, 01:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 май 2014, 09:26
Сообщения: 72
Чтобы не углубляться в малопонятные для обычного человека дебри квантовой физики стоит отметить, что в настоящее время физики выделили (или определили) 40 качеств Единого Поля, описываемых в уравнении так называемой Суперструны. В то же время ведические ученые выделяют 40 аспектов Веды и Ведический литературы, согласно которым эта литература систематизирована как проявление целостного аспекта Природного Закона, выраженного структурой Рик Веды (смотреть по ссылке: https://www.dropbox.com/s/wfv6v8l9mu6p5 ... 2.pdf?dl=0). При анализе 40 качеств Единого Поля физики и 40 аспектов Веды и Ведический литературы современные ученые установили полное соответствие между ними. Параллельно с исследованиями структуры Единого Поля физиками, представители современной науки, на основании утверждения ведической науки о подобии бесконечно малых и бесконечно больших структур ("Ятха пиндэ тахта Брахмандэ" - “Каков атом, такова и вселенная”), детально изучили физиологию человека в контексте соответствия структуры и функций человеческого организма и структуры и функций Веды и Ведический литературы. Как показали результаты этих кропотливых исследований - физиология человека является точной копией Веды и Ведический литературы по структуре и по функциям. Это касается всех 40 аспектов. Для примера предлагаю рассмотреть, как выражена в физиологии Рик Веда, самый фундаментальный аспект Веды, выражающий качество целостности (Самхиты Риши, Девата и Чхандас).

Физиологическое соответствие Рик Веды.
Рик Веда – целостное качество разума (динамичный покой), физиология в целом.

Ранние стадии развития эмбриона.
Развитие Рик Веды полностью отражено в стадиях развития оплодотворённой клетки. Клетка состоит из трёх основных частей:
1. Ядро (Риши) – катализатор, порождающий всю активность клетки.
2. Цитоплазма с органелами клетки (Дэвата).
3. Цитоскелет и мембрана клетки (Чхандас).
Тройственная природа клетки соответствует триединой структуре Самхиты.
Всё начинается с объединения двух клеток, содержащих по половине хромосом (гаплоидные клетки). Мужская клетка активна, женская пассивна – переход динамизма в покой – первый этап Творения (Рик). Бесконечность покоя, содержащаяся во всём динамизме – это Ак. Первая клетка (зигота) – это Ак. Зигота проходит трёхэтапный процесс деления до 8 клеток, при этом каждая отдельная клетка поддерживает свою целостность (ничего не делится). Этап 8 клеток достигается на 3-й день – когда Солнце обернётся вокруг земли 3 раза. Говоря языком Аюр Веды шукра (мужское начало) и шанита (женское) объединяясь, первоначально создают 8 капелек оджаса, которые всегда находятся в сердце человека (джива-агни (душа) и 7 дхату-агни (ткани тела) - всего 8).
Т.о. на третий день мы имеем 8 ядер, 8 клеточных тел и 8 скелетов – 24 аспекта. В результате следующих трёх этапов деления клетки мы получам 64 клетки, т.е. 64 аспекта деления ядра, 64 аспекта деления цитоплазмы и 64 – цитоскелета, что соответствует 192 слогам 1 сукты 1 мандалы Рик Веды. Клетки по мере деления начинают образовывать бластоцисту – незаполненный круг (важные клетки занимают место в средине). Это соотносится с круговой структурой десяти мандал Рик Веды.
Следующий этап развития эмбриона после стадии дифференциации (деления) – морфогенез, когда сгусток клеток в верхней части бластоцисты начинает выделяться в 3 слоя и создаются 3 зародышевые пласта:
1. эктодерма – в будущем нервная система и кожа (соответствует Сама Веде).
2. эндодерма – выстилка внутренних полостей лёгких, печени, желудка, кишечника и т.д. (соответствует Яджур Веде).
3. мезодерма – мышцы, кости и сосуды (соответствует Атхарва Веде).

Связь Рик Веды с ДНК
Структура Рик Веды также полностью схожа со структурой ДНК. ДНК содержит в себе в сжатой форме всю информацию, необходимую для создания организма и его поддержания, она содержит в себе знание о структуре всей Вселенной. Цепочки ДНК построены из большого числа мономеров 4 типов - нуклеотидов, специфичность которых определяется одним из 4 азотистых оснований (аденин, гуанин, цитозин, тимин). Сочетания трех рядом стоящих нуклеотидов в цепи ДНК (триплеты, или кодоны) составляют генетический код, общее число возможных триплетов – 64 – это и есть буквы генетического кода. З основы 64 триплетов соответствуют 192 слогам 1 сукты 1 мандалы Рик Веды.

Упомянутые соответствия Рик Веды в физиологии этими двумя примерами не ограничиваются.

Продолжение следует.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 фев 2015, 02:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 май 2014, 09:26
Сообщения: 72
Минувшей ночью праздновался Маха Шива Ратри - один из важнейших ведический праздников.

Что такое ведический календарь и особенность Маха Шива Ратри: http://my.mail.ru/mail/morgun1/video/102/137.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 23 фев 2015, 14:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 май 2014, 09:26
Сообщения: 72
Джйотиш и физиология.

Открытие Тони Нэйдера - научный фундамент Джйотиш.

Профессор Тони Нейдер открыл точные соответствия между основными структурами физиологии человека и их функциями (индивидуальная жизнь) с одной стороны и структурами Законов Природы (космическая жизнь) с другой стороны. Природный закон соединяет индивидуальный разум с космическим разумом - структуры человеческой физиологию с их "космические соответствиями".

Джйотиш является частью Ведической литературы и он представляет качество всезнания самообpащенного сознания - сознания, которое видит прошлое, соединено с настоящим и предвидит будущее. Всем фундаментальным понятиям, которые использует Джйотиш, есть соответствие в физиологии человека, поскольку и человек (как проявления разума и законов природы), и Джйотиш (как часть Веды - чистого знания законов природы) являются выражением единства природы. Например, планетам, которые в Джйотише более точно называются грахами, соответствуют базальные ганглии (коронарные области) головного мозга.

Иллюстрация из книги доктора Тони Нейдера Человеческая Физиология - Выражение Веды и Ведической литературы показывает коронарную часть мозга с ее внутренними структурами и их соответствие девяти "космическим двойникам" - девяти грахам [планетам] (смотреть внизу страницы).

1. Суpйа [Солнце] - Таламус
Таламус занимает главное и центральное место в мозге, он действует подобно Cолнцу (Суpйе) - вокруг него сконцентрирована активность. Таламус определяет целостные характеристики всех выражений "Я" человека. Он действует как король среди базальных ганглий - он контролирует остальные участки. Его анатомическая структура формирует вокруг него корону - corona radiata, она похожа на королевскую корону. Все эти качества соответствуют Суpйе [Солнцу] как его описывает Джйотиш.

2. Чандpа [Луна] - Гипоталамус
Гипоталамус находится под Таламусом, также занимая важное место около центра мозга. Он связан с эмоциями и с физиологическими ответами на эмоции. Он имеет дневной, месячный и сезонный циклы, контролирует температуру тела, воспроизводство и гормональные циклы различной частоты (например, женский 28-дневный цикл). Такие его качества соответствуют описанию Чандpы [Луны] в Джйотиш.

3. Мангала [Марс] - Паpс Компакта и Амигдала
После Глобуса Паллидуса возле Таламуса находится Pars Compacta и Amygdala. Это компактная структура красного цвета, Марс (Мангал) тоже красного цвета. Эта структура активизирует и деактивизирует Путамен и Caudate Nuclei (соответствие Раху и Кету). Красные ядра и Паpс Компакта связаны с устойчивостью и точностью движений. Они действуют подобно полководцу - они держат под контролем структуры, управляющие движением. Амигдала контролирует эмоции страха. Все это соответствует Мангале [Марсу] в Джйотиш.

4. Буддха [Меркурий] - Субталамус
Ближайшие "спутники" к Таламусу - это Субталамические ядра, соответствующие Меркурию (Буддху), вращающемуся вокруг Солнца (Суpйи). Функция Sub-Thalamic Nucleus выражается в способности различать, это - качество Буддха в Джйотише. Он получает сигналы от Таламуса, других базальных ганглий и коры мозга и находится под их влиянием; на основания этого влияния он выдает информационные сигналы, тоже самое делает Буддха [Меркурий] согласно его описанию в Джйотише.

5. Гуpу [Юпитер] - Глобус Паллидус (Бледный шар)
Второй от внешнего края после Путамена является шарообразная структура, занимающаяся выводом информации базальных ганглий, - Globus Pallidus. Аналогично, Юпитер (Гуpу) является второй планетой по удаленности после Сатурна (Шани). Глобус Паллидус действует как инструктор или учитель, давая согласованные, всеохватывающие инструкции для выполнения конкретного действия. Он обеспечивает высокоуровневое управление: планирование и выполнение комплексных стратегий, а также функции поддержания внутреннего баланса и действий в согласии с внутренними и внешними запросами (в гармонии с природным Законом). Эти качества делают его идентичным Гуpу [Юпитеру] в Джйотиш.

6. Шукpа [Венера] - Паpс Ретикулата и Субстансиа Hигра (Черное Вещество)
Дополнением Паpс Компакта является Паpс Ретикулата. Это - сетчатая бледная структура, похожая по структуре и функциям на Глобус Паллидус, но намного более ограниченная по влиянию и с менее глобальными связями. Она занимает контролем действий и взаимодействует с лимбической системой (инстинкты и воспроизводящее поведение). Эти качества в Джйотише представляет Шукpа [Венера].

7. Шани [Сатурн] - Путамен
Путамен - самый дальний "спутник" от Таламуса, он находится у внешнего края; это - большая темная структура. Аналогично, Сатурн (Шани) обладает черным цветом и находится дальше всех от Солнца (Суpйи). Путамен функционирует как слуга - он принимает приказы и сигналы, которые передают базальные ганглии. Путамен прежде всего связан с двигательной активностью. Он может ограничивать или препятствовать сигналам, идущим к базальным ганглиям. Функции и структура Путамена делает его идентичным Шани [Сатурну].

8. Раху - голова Nucleus Caudatus
Голова Каудатуса соответствует Раху - "голове дракона". Он близко соединен с Путаменом (Сатурном [Шани]) по структуре и функциям, управляет движением глаз, ориентацией в пространстве, возможностью изменять поведенческий шаблон. Его функции близки к функциям Путамена и это отчетливо проявляется при проблемах в Путамене или в Каудате - Джйотиш описывает те же аномалии при поражении Шани [Сатурна] и Раху в карте рождения.

9. Кету - хвост Nucleus Caudatus
Хвост Каудатуса соответствует Кету - "хвосту дракона". Он находится возле структуры Амигдала в области центральной нервной системы, которая связана с обучением и эмоциями. Функции хвоста Каудатуса связаны чувством реальности, персонализацией, эмоциональностью, религиозностью и моpалистичностью. Все это соответствует характеристикам Кету в Джйотише.

Аналогично, 12-ти раши Джйотиша ставится в соответствие 12 краниальных (черепно-мозговых) нервов, 27-ми накшатрам - 27 групп нейронов в стволе мозга, 12-ти бхавам - 12 кортикальных областей коры головного мозга.

Подобные соответствия обнаружены так же на уровне отдельной клетки и ДНК.

Видео: планеты и созвездия в физиологии человека: http://www.youtube.com/watch?v=i7Di68FW4wE


Вложения:
cosmic_c.jpg
cosmic_c.jpg [ 26.91 КБ | Просмотров: 3396 ]
cosmic_c2.jpg
cosmic_c2.jpg [ 27.92 КБ | Просмотров: 3396 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 мар 2015, 13:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 май 2014, 09:26
Сообщения: 72
Видео лекция: http://www.youtube.com/watch?v=WJnepzikSp4

Выражение качества йоги (единства) в физиологии. Йога-Сутры Патанджали. Соответствие 4 глав Йога-Сутр четырем долям мозга. 195 групп ассоциативных волокон мозга - 195 сутр йоги. Соответствие один к одному длины сутр (по количеству слогов) длине соответствующих извилин коры головного мозга. Соответствие йоги и ассоциативных волокон по функциям. Пробуждение качеств йоги с помощью ведический звуков - Йога-Сутры на санскрите.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 17:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 май 2014, 09:26
Сообщения: 72
В продолжение темы "Ведическое знание и современная наука".

Очень интересны исследования учёных, непосвященные влиянию переживания трансцендентного сознания группами людей на отдельные регионы и общество в целом. В предлагаемом ниже материале речь пойдёт о связи древней ведической науки с современной социологией. Эти исследования показывают связь между индивидуальным и коллективным сознанием. Для того, чтобы материал был понятнее, необходимо прояснить смысл некоторых ключевых понятий, которые в нем будут использованы.

1. Трансцендентное сознание - одно из четырех базовых состояний сознания человека, упоминаемых ведический наукой: сон (без сновидений), сновидение, бодрствование и трансцендентное сознание. Трансцендентное сознание (четвертое состояние сознания), абсолютное по природе, является фундаментальным по отношению к трем относительным (сон, сновидение, бодрствование). Три относительных состояния, основой которых является четвертое - трансцендентное (то есть выходящее за пределы (относительного)). В ведическом языке ему соответствует термин "турья четана" или просто "турья". Это и есть чистое сознание, переживаемое в состоянии самадхи, объектом которого является абсолютное Я человека или Атма. Оно же, с точки зрения современной физики, полностью соотносится с Единым Полем всех законов природы. Ведическая наука всего выделяет семь основных состояний сознания, то есть помимо упомянутых четырех еще три высших, но для рассмотрения сегодняшней темы важно понять значение четвертого состояния - трансцендентного сознания.

2. ТМ (Трансцендентальная Медитация) - техника медитации, позволяющая на опыте регулярно переживать трансцендентное сознание - четвертое состояние - турья.

3. ТМ-Сиддхи (Трансцендентальная Медитация сиддхи) - умственная техника, выполняемая на базе ТМ (Трансцендентальной Медитации), которая позволяет после достижения уровня чистого сознания использовать его бесконечную созидательную мощь (потенциал Единого Поля всех законов природы с точки зрения физики). Одним из внешних эффектов в ходе выполнения этой программы является подъем тела в воздух (левитация), описанный среди прочих в уже упоминаемой книге классической йоги - Йога-Сутрах махариши Патанджали. Именно подъем тела создает наибольшую когерентность (согласованность) в деятельности мозга, поскольку максимально интегрирует ум, соотнесенный с трансцендентным сознанием, и тело, позволяя максимально полно проявить бесконечную согласованность непроявленного Единого Поля, Атмы с наиболее проявленным уровнем - физическим телом. Когерентность деятельности мозга фиксировалась с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Именно эта согласованность на индивидуальном уровне оказывает свое гармонизирующее и упорядочивающее влияние на ближнее и дальнее окружение (коллективное сознание), что и явилось предметом изучения современной социологии.


Последний раз редактировалось Евгений 04 апр 2015, 17:41, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 04 апр 2015, 17:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 08 май 2014, 09:26
Сообщения: 72
Эффект Махариши ("Махаpиши-Эффект")

Занятия программой Трансцендентальной Медитации и программой ТМ-Сидхи в группах усиливают пользу для отдельного человека и в тоже время для всего общества в целом. На сегодняшний день более 40 научно-исследовательских работ продемонстрировали, что даже небольшое число людей - приблизительно корень квадратный из одного процента от населения - практикующих эту программу вместе утром и вечером в одном месте, достаточно для того, чтобы нейтрализовать негативные тенденции и способствовать позитивным тенденциям во всем обществе. Этот феномен называется Эффектом Махариши в честь Махариши Махеш Йоги, который предсказал его более 50 лет назад.

Глобальный Эффект Махариши

Исследования показали, что группы людей, занимающихся Йогическими Полетами (ТМ-Сиддхи), создают когерентность в коллективном сознании, и генерируют объединяющий и интегрирующий эффект в жизни общества. Это приводит к уменьшению негативных тенденций во всем обществе - таких как преступность, происшествия и болезни - и увеличению позитивных социальных, экономических и политических тенденций. Научные работы по изучению этого феномена продемонстрировали, что группа из, по меньшей мере, 7000 человек, занимающихся Йогическими Полетами (программа ТМ-Сиддхи), могут произвести этот создающий когерентность эффект в глобальном масштабе, уменьшая насилие и негативные тенденции по всему миру. Глобальный Эффект Махариши был создан групповой практикой 7000 человек, занимающихся Йогическими Полетами (7000 приблизительно составляют корень квадратный из одного процента населения мира) во время трёх больших Ассамблей Мира во всем Мире, которые проводились в течение от двух до трех недель в США, Голландии и Индии.

Секрет Глобального Эффекта Махариши заключается в явлении, известном физике как "Эффект Поля" - эффекте когерентности и позитивности, производимом из самообращенного поля бесконечной корреляции, поля Трансцендентного Сознания, которое является основой Творения и пронизывает жизнь повсюду.

Исследования показывают, что участники программы с частыми опытами сидхи имеют большую когерентность ЭЭГ передней, центральной, левой и правой областей мозга в частотных диапазонах альфа (8-12 Гц) и тета (6-8 Гц) волн по сравнению с теми, у кого опыты сидхи более редки.

Кроме того, имеет место тенденция к более высокой когерентности во всех частотных диапазонах волн одновременно, что говорит о более интегрированном и согласованном функционировании мозга.

Изучение статистики страхования здоровья, проводившееся в течение 5 лет на примере 2000 жителей США, регулярно практиковавших ТМ и программу ТМ-Сидхи, показало, что уровень их госпитализации был на 56% ниже обычного.

Ещё одно исследование показало, что люди, которые помимо ТМ и программы ТМ-Сиддхи пользуются профилактическими программами Аюрведы Махариши, госпитализируются на 84% меньше по сравнению с существующей нормой.

Анализ с помощью временных рядов ежемесячных данных о преступности в Мерсисайде и численности группы практикующих программу ТМ-Сидхи с 1987 по 1993 год показывает, что в марте 1988 года, когда размер группы превысил пороговое значение Эффекта Махариши -- корень квадратный из 1% населения -- уровень преступности снизился на 13.4%.

С марта 1988 по 1992 год преступность в Мерсисайде стабильно оставалась низкой, в то время как общенациональный уровень преступности вырос за этот период на 50%. Мерсисайд был единственным муниципальным районом, в котором наблюдалось снихение преступности за этот период.

В 1993 году размер группы уменьшился до уровня менее порогового значения Эффекта Махариши, что сопровождалось возобновлением тенденции к росту преступности.

Эффект Махариши - фазовый переход к большей гармонии и упорядоченности жизни общества

Введение

Проблема сознания в последние десятилетия привлекает все больше внимания специалистов не только гуманитарного, но и естественнонаучного направления. Все большее признание научного сообщества получают исследования паранормальных явлений. Становится все более понятным, что парапсихология - это не столько "учение о резервных возможностях человеческой психики", сколько своего рода экспериментальная метафизика, источник уникальной информации о свойствах мира в целом.

История физики и науки в целом показала, что подход к построению картины мира, одной из ключевых компонент которого является игнорирование проблемы сознания, не только допустим, но и плодотворен. Однако ясно и то, что рано или поздно обнаружится его ограниченность. Тогда задача построения синтетической картины мира, объединяющей не только фундаментальные взаимодействия, но и сознание, уже не покажется абсурдной. В этой области сформировалось несколько исследовательских программ, одной из которых является программа Международного движения Трансцендентальной Медитации (ТМ) [Московский А.В., Мирзалис И.В.].

Основателем и лидером международного движения ТМ является неортодоксальный индийский йог Махариши Махеш Йоги, начавший свою деятельность по распространению ТМ в конце 50-х годов. К началу 90-х годов технике ТМ в разных странах мира было обучено около 3 миллионов человек, а технике ТМ-сиддхи - около 150 000 (с конца 70-х годов), инструкторов ТМ - около 30 000. М.Малерб дает следующие цифры о количестве приверженцев ТМ на конец 80-х годов: 2 миллиона человек во всем мире, в том числе одна треть в США, инструкторов ТМ - около 15 тысяч. Во Франции насчитывалось 20 тысяч медитаторов и 150 инструкторов ТМ [Малерб М.].

В научных исследованиях по Трансцендентальной Медитации собрано около 600 статьей (исследований), в которых описаны результаты исследований положительного влияния регулярной практики ТМ и ТМ-сидхи на различные аспекты жизнедеятельности человека, выполненные в исследовательских центрах различных стран мира в период с начала 70-х по начало 90-х годов, около 40% этих работ опубликовано в научной периодике.

В 1992-1993 годах международное движение ТМ стало проявлять политическую активность, в ряде стран были организованы партии Естественного Закона. В США в 1996 г. эта партия принимала участие в президентских выборах, кандидатом в президенты от нее был Дж. Хэгелин.

Эффект Махариши - это влияние, которое оказывает регулярная практика ТМ или её углубленного варианта, ТМ-сидхи, на такие показатели качества жизни немедитирующих людей, как уровень преступности, количество дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, несчастных случаев, деловой активности и др. Этот эффект с указанием 1%-ого порога в 1960 г. был предсказан Махариши Махеш Йоги и обнаружен исследователями движения ТМ в 1973...1974 гг.

Представляется, что Эффект Махариши является достаточно хорошо описанным в научной периодике примером непреднамеренного коллективного паранормального явления.

Эффект Махариши: социальные проявления

Когда достаточно большое количество людей в обществе начинают регулярно практиковать ТМ и (или) ТМ-сидхи, то это оказывает влияние на качество жизни немедитирующих. Утверждается, что влияние, оказываемое практикой ТМ и ТМ-сидхи, не специфично и имеет характер "общего поддерживающего жизнь влияния". За период с 1974 по 1990 г. по эффекту Махариши было выполнено около 40 исследований Эффекта Махариши (Maharishi Effect -- http://www.mum.edu/m_effect ).

Основной результат этих исследований в количественном отношении состоит в обнаружении двух пороговых величин. Так, если свыше 1% населения некоторого региона регулярно практикует ТМ, то Эффект Махариши становится измеримым. При этом нужно иметь в виду, что во всех работах, посвященных исследованию Эффекта Махариши, реализуемому на основе техники ТМ, учитывается не количество практикующих на момент начала исследования, а все обученные за весь период до его начала. Кроме этого не известно, сколько из обученных продолжает жить в данном городе.

Если группа численностью, превышающей корень квадратный из 1% населения региона, одновременно и в одном месте практикует ТМ-сидхи, то Эффект Махариши также становится измеримым. Исследования эффекта проводились на трех различных уровнях: 1) города; 2) страны и регионы; 3) международный уровень.

Уровень городов

Техника ТМ

Все исследования Эффекта Махариши, реализуемого на основе техники ТМ, построены по следующей схеме: когда в результате массового обучения ТМ в каком-то городе доля обученных в его населении превысит 1%, то для обнаружения Эффекта Махариши проводится сравнение показателей качества жизни до и после достижения порога. Например, на основе официальной статистики анализируется уровень преступности в регионе за предшествующие годы, затем результаты этого анализа экстраполируются на период после достижения 1%-ого барьера. Разница прогноза и того, что было в действительности составляет Эффект Махариши. Кроме этого сравнивается динамика исследуемого показателя качества жизни в экспериментальных и контрольных городах, сопоставимых с экспериментальными по ряду социально-демографических показателей. Далее остается только доказать, что различие в прогнозе и действительности обусловлено именно влиянием регулярной практики ТМ.

Характерный масштаб влияния, оказываемого на динамику уровня преступности, можно охарактеризовать результатами исследования по 22 городам США с населением от 25 тыс. до 100 тыс. человек, в котором Эффект Махариши был обнаружен впервые. В экспериментальной группе из 11 городов, в которых доля обученных ТМ в 1972 г. достигла 1% населения, в течение экспериментального периода (1972...1973 гг.) наблюдалось среднее понижение уровня преступности на 8,2%, тогда как в 11 контрольных городах, сравнимых с экспериментальными, в этот же период имел место рост преступности на 8,3%, что соответствует среднему показателю роста преступности в США в экспериментальный период [Borland C., Landrith G. III].

Это исследование было продолжено в работе [Dillbeck M.C., Landrith G. III, Orme-Johnson D.W.]. В экспериментальную группу вошли 24 города с населением 10 000...250 00 (все города США, в которых к концу 1972 г. было обучено свыше 1% населения), в контрольную также 24 города с соответствующим населением, долей студенчества и географическим положением. В среднем доля населения, обученного ТМ в группе экспериментальных городов составила около 1,21%, в контрольной - 0,22%. Было обнаружено, что в экспериментальной группе городов в 1973 г. имело место снижение уровня преступности на 22% по отношению к ожидавшемуся, а в контрольной - увеличение на 2%.

Пример исследования более длительного периода представлен в другой работе. Была обследована случайная выборка, состоявшая из 160 городов США за период с 1964 по 1978 гг., по 40 в каждой из следующих 4-х групп: население более 250 000, 100 000...250 000, 50 000...100 000, 25 000...50 000, - в которых в 1972...1973 гг. был достигнут 1%-ый порог. С использованием данных ФБР по динамике преступности в этот период времени была проведена экстраполяция тенденций 1964...1972 гг. на последующие 6 лет. Оказалось, что в экспериментальных городах имело место снижение преступности примерно на 18% [Dillbeck M.C., Banus C.B. et al].

В этой же работе рассмотрено 80 урбанизированных территорий по 40 в каждой группе: с населением свыше 500000, 200 000...500 000. Эти урбанизированные территории включают 47% городского населения США на 1978 г. Контролировалось 13 демографических показателей, сообщается о снижении уровня преступности на 18% по сравнению с имевшей место тенденцией.

Критика таких исследований состоит в том, что совпадение является случайным и действительно имевшее место снижение уровня преступности (или изменение другого исследуемого показателя качества жизни) обусловлено какими-то другими причинами, например, сезонными колебаниями, успешностью мер местной администрации, нехваткой бензина в случае исследования ДТП и т.д. Утверждение о возможной случайности полученной причинной связи было частично отведено в [Dillbeck M.C., Landrith G. III et al], где к указанной выборке из 160 городов были применены специальные статистические методы, предназначенные для вычленение причинно-следственных связей из статистических данных; было показано, что полученная причинная связь не является случайной. Однако более непосредственное подтверждение наличия причинной зависимости было получено с помощью техники ТМ-сидхи (см. ниже).

Кроме этого, объяснение с помощью альтернативных гипотез действительно наблюдаемых изменений в динамике показателей качества жизни отклоняется специальным обсуждением, чему в работах по эффекту Махариши отводится довольно много места, и специальным контролем соответствующих социально-демографических показателей: плотности населения, уровня безработицы, доли населения, находящейся за чертой бедности, доли молодежи в населении, среднего дохода на душу населения, наличия специальных программ городских, муниципальных и национальных властей, сезонные колебания и др.

Успех движения ТМ в США в 70-х годах вызывал неоднозначную оценку общественности, что выразилось, например, в том, что в 1978 г. федеральный суд США вынес решение о религиозной природе ТМ, в связи с чем ее было запрещено преподавать в общественных учебных заведениях [Вандерхилл Э.].

Техника ТМ-сидхи

Поскольку размер группы, необходимой для проявления Эффекта Махариши на основе техники ТМ-сидхи, относительно невелик, то экспериментальная ситуация становится более управляемой. Это позволяет исследовать динамику различных показателей качества жизни до, во время и после проведения эксперимента, что не возможно в случае техники ТМ. В качестве примера можно привести результаты работы [Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L. et al]: исследование проводилось в Дели в течение 5-тимесячного курса обучения ведийской науке с ноября 1980 по апрель 1981 гг. В этот период численность группы практикующих ТМ-сидхи была достаточно велика: около 250 человек на 6 миллионов населения объединенной территории Дели.

Статистический анализ данных по динамике преступности показал, что в течение экспериментального периода в среднем он был на 11% ниже, чем в контрольный период, причем после окончания эксперимента уровень преступности снова повысился.

Статистический анализ еженедельных данных по количеству убийств в Вашингтоне (США) с августа 1980 по ноябрь 1983 гг. показал, что когда размер группы практикующих ТМ-сидхи, состоявших из студентов учебного центра и членов местного сообщества, превышал критический для Вашингтона размер, то количество убийств в городе уменьшалось в среднем на 22% [Dillbeck M.C., Larimore W.E., Wallace R.C.].

Уровень регионов и стран

В качестве примера исследования на региональном уровне можно привести работу по Пуэрто-Рико [Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L. et al; Dillbeck M.C., Mittlefehldt V. et al.]. Исследование было проведено весной-летом 1984 г., когда в связи с открытием учебного заведения движения ТМ количество практикующих ТМ-сидхи в Пуэрто-Рико постепенно нарастало, пока с апреля по июнь не превысило критический порог. В июле большая группа студентов переехала на континент, что дало возможность изучить ситуацию до, во время и после окончания экспериментального периода.

В исследовании использовались официальные данные по динамике преступности за период с января 1969 по март 1984 гг. для выявления долгосрочных колебаний. Учитывались следующие виды преступлений: убийства, изнасилования, грабежи, нанесение телесных повреждений, кражи со взломом, угоны транспортных средств. Был получен следующий результат: с апреля по июнь 1984 г. наблюдалось систематическое снижение уровня преступности, с июня по сентябрь - возвращение к исходному уровню.

На уровне стран проводились два типа экспериментов, связанных с: 1) краткосрочной коллективной практикой достаточно большой группы практикующих ТМ-сидхи; 2) долгосрочным влиянием на национальном уровне больших групп практикующих ТМ-сидхи, которые размещаются в учебных центрах движения ТМ на постоянной основе.

В Голландии было изучено влияние трех краткосрочных коллективных практик на уровень преступности и ДТП. Эксперименты проводились 23.12.78...20.01.79, 1.08.81...15.08.81, 19.12.81...3.01.82. В работе [Burgmans W.H.P. et al.] представлен первичный материал: таблицы помесячной динамики преступности и ДТП в соответствии с официальными данными за период с января 1971 по январь 1981 гг.

90%-ный доверительный интервал снижения преступности составляет: на 5...19% для января 1979 г., 2...13% для августа 1981 г., 1...9% для декабря 1981 г. Для ДТП соответственно: 17...45%, 1...25%, 7...30%. Большой разброс связан с разбросом данных и величиной самого эффекта. Размер критической группы для Голландии в этот период составлял 376 человек.

Крупномасштабный эксперимент по краткосрочной коллективной практике впервые проводился в г. Амхерсте (штат Массачусетс, США) с 9 июля по 20 августа 1979 г. [Devies I.H., Alexander C.N.]. Размер критической группы практикующих ТМ-сидхи для США в 1979 г. составлял 1530 человек, среднее количество участников эксперимента - свыше 2 тыс. человек. Исследования проводились на основе официальных данных по ДТП, насильственным преступлениям и катастрофам за период с 1973 по 1981 г. Обнаружено, что в экспериментальный период количество ДТП снизилось на 6,5%, насильственных преступлений - на 3,4%;, авиакатастроф - на 20,8%. В то же время для штата Массачусетс, где проходил эксперимент, эти цифры, как и ожидалось, были выше: 18,9, 10,1 и 83,3% соответственно (последняя цифра подсчитана для всей Новой Англии, куда входит штат Массачусетс).

Первое исследование долгосрочного влияния на уровне всей страны было проведено в связи с тем, что в начале 1982 г. размер постоянной группы практикующих ТМ-сидхи, располагающейся в Международном университете Махариши (г. Феарфилд, штат Айова), превысил национальный порог "корня из 1%": около 1600 человек [Cavanaugh K.L. et al]. Практика программы ТМ-сидхи в этом университете осуществлялась совместно преподавателями, студентами, обслуживающим персоналом и жителями города ежедневно 2 раза в день, утром и вечером. Была изучена ежедневная динамика ДТП с 1975 по 1982 гг. Авторы этой работы полагают, что существенная доля снижения количества ДТП в 1982 г. по сравнению с предыдущим периодом обусловлена влиянием групповой практики ТМ-сидхи.

Аналогичные исследования по влиянию краткосрочных коллективных практик проводились на уровне стран в Филиппинах, Канаде, Австралии и Англии (The Maharishi effect).

На основе анализа динамики индекса бедности по месяцам за период с 1979 по 1988 гг. для США и Канады (по отдельности) установлена его корреляция с размером групп людей, практикующих программу ТМ-сидхи в этих странах. Специальный анализ показывает наличие причинной связи между этими явлениями: в периоды, когда размер группы превышал критический, наблюдалось статистически значимое снижение индекса бедности от ожидаемого уровня [Cavanaugh K.L. et al].

Международный уровень

На международном уровне проводилось несколько типов экспериментов (данные на начало 90-х гг.): 1) "Ассамблеи Мира" - собрание 7 тысяч практикующих ТМ-сидхи, что необходимо для оказания влияния на все население Земли: декабрь 1983 г., - январь 1984 г. в г. Феарфилде (штат Айова, США), январь 1984 г. в Голландии, июль 1985 г. в Вашингтоне (США), а также зимой 1991...1992 гг. в Голландии во время войны в Персидском заливе; 2) "целевые программы" - собрание достаточно большого количестве практикующих ТМ-сидхи на короткий промежуток времени для оказания влияния на международные военные конфликты. Наибольший резонанс из последней серии экспериментов получил "Международный проект на Ближнем Востоке" [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al.].

Этот проект осуществлялся в Иерусалиме с 1 августа по 30 сентября 1983 г. Устроители пригласили всех жителей Израиля, прошедших обучение технике ТМ-сидхи, принять участие в этом эксперименте. Участники приезжали в соответствии со своими возможностями: уикэнд, недельный отпуск и т.д. В связи с этим размер группы неконтролируемо колебался от 65 до 241 человека, критический же размер группы для Израиля и Ливана был оценен в 197 человек. По просьбе организаторов участники эксперимента не сообщали местным жителям о целях своего приезда. Поскольку размер группы был иногда меньше, а иногда больше критического, то это дало возможность проверить формулу "корня квадратного из 1%".

Была исследована динамика следующих показателей качества жизни в Иерусалиме, Израиле и Ливане: ежедневный уровень преступности, количество ДТП и пожаров в Иерусалиме, цены на акции и общественное настроение (контент-анализ прессы) в Израиле, количество убитых и общий уровень напряженности военного конфликта в Ливане. Была обнаружена статистически значимая зависимость всех показателей от размера группы. В частности, когда размер группы превосходил критический, то количество убитых уменьшались на 76%, а общая напряженность конфликта в Ливане снизилась на 45% по сравнению с контрольным периодом.

С целью более детальной проработки вопроса причинной связи между групповой медитацией и напряженностью военного конфликта был проведен 13-ти дневный "эксперимент в эксперименте", когда количество участников в течение этих 13 дней постоянно превышало критический порог. Среднее количество убитых в этот период составляло 1,5 по сравнению с 33,7 в непосредственно предшествующие и следующие 13 дней.

Сообщается также о наличии корреляций с ненулевой задержкой по времени: снижение интенсивности конфликта коррелировало с размером группы не только в тот день, когда ее размер превышал критический, т.е. собственно в день проведения медитации достаточно большой группы, но и через несколько дней после этого. Так, в частности, сообщается о наличии корреляций с задержкой в 0,5 (количество убитых) и 0,10 (интенсивность конфликта) дней без корреляций в промежуточные дни.

Эти исследования имели большой резонанс в средствах массовой информации США и по их результатам состоялась публичная дискуссия на страницах журнала (см. ниже).

Эффект Махариши: ЭЭГ и биохимический индикаторы

Ниже приведены результаты двух исследований по регистрации Эффекта Махариши методами элетроэнцефаллографии(ЭЭГ) и биохимии.

Во время коллективной медитации группы численностью около 2000 человек на расстоянии в несколько сотен километров от нее проводилась медитация малой группы, члены которой не знали о том, совпадает время их медитации с временем медитации большой группы или нет. Сравнивались ЭЭГ членов малой группы в периоды времени, совпадающие и не совпадающие с временем медитации большой группы. Измерялась согласованность ЭЭГ членов малой группы в разные промежутки времени. Утверждается, что согласованность ЭЭГ членов малой группы была выше, когда время их медитации совпадало с временем медитации большой группы [Orme-Johnson D.W., Dillbeck M.C. et al].

Вот еще один эксперимент по регистрации Эффекта Махариши методом ЭЭГ. Он проводился в двух соседних комнатах. В одной из них, звукоизолированной, эксперт в технике ТМ-сидхи выполнял йогический полет. В другой комнате ничего не знающий об этом испытуемый, обычный человек, выполнял на компьютере операции, требующие интеллектуального напряжения. ЭЭГ обоих испытуемых регистрировались одновременно и предметом исследования была корреляция между ними в диапазоне частот 5,7...8,5 Гц. Результаты эксперимента таковы: а) степени когерентности ЭЭГ у испытуемого и эксперта существенно не различаются; б) периоды максимальной когерентности ЭЭГ у эксперта, как правило, предшествуют периодам максимальной когерентности ЭЭГ испытуемого. Последнее интерпретируется как свидетельство непреднамеренного влияния эксперта на испытуемого: первый "ведет" второго.

В тех же случаях, когда периоды когерентности ЭЭГ испытуемых предшествовали периодам когерентности ЭЭГ экспертов, т.е. тот, кто сидел за компьютером "вел" того, кто выполнял йогический полет, эксперты сообщали о том, что в этот день они чувствовали себя не очень хорошо и что им лучше было бы не принимать участия в эксперименте. В обычных случаях эксперты сообщали о нормальном самочувствии [Travis F.T., Orme-Johnson D.W.].

Эксперименты по регистрации биохимического индикатора Эффекта Махариши описываются следующим образом. Во время коллективной медитации с численностью группы несколько сот человек у жителей близлежащего городка брались анализы урины на предмет определения концентрации в ней метаболитов серотонина. Серотонин - это нейромедиатор, который, в частности, связан с переживанием чувства отдыха, удовлетворения, эйфории [Wallace R.K.]. Сообщается, что тенденция в изменениях метаболитов серотонина в урине жителей городка соответствует тенденции этих изменений у практикующих ТМ и (или) ТМ-сидхи [Pugh N.C. et al; Walton K.G.].

Существует также одно сообщение об эксперименте по преднамеренному влиянию коллективной ТМ и ТМ-сидхи медитации на погоду [Rabinoff R.A. et al. Этот эксперимент проводился зимой 1979...1980 гг. и был связан с тем, что в одном из центров международного движения ТМ намечалось проведение крупномасштабного мероприятия, для которого организаторы хотели обеспечить благоприятные погодные условия. В ежедневную практику коллективной медитации сотрудников центра и членов местного ТМ-сообщества был добавлен элемент направленности внимания во вне, на погодные условия. В период проведения мероприятия были более благоприятные погодные условия, чем обычно в этот период времени, что связывается с влиянием коллективной медитации.

Теория: основные понятия

Один из центральных результатов исследований влияния регулярной практики ТМ или ТМ-сидхи на человека состоит в обнаружении нового состояния сознания, чистого или трансцендентного сознания, которое развивается благодаря регулярной практике ТМ и ТМ-сидхи [Wallace R.K.]. В восточной философской традиции это состояние сознания как субъективный опыт ассоциируется с достижением высших целей этой традиции: просветлением, освобождением от колеса рождений и смертей. В объективном плане чистое сознание считается источником всего сущего, Бытием.

Утверждается, что это состояние сознания является четвертым состоянием сознания наряду с тремя общеизвестными: глубоким сном, сновидениями и бодрствованием. Согласно модели Махариши о точках соединения состояний сознания, чистое сознание доступно каждому человеку вне зависимости от степени его духовного или интеллектуального развития между мыслями, точнее говоря, в те короткие промежутки времени, когда сон сменяется бодрствованием и наоборот, т.е. в переходах между тремя основными состояниями [Maharishi Mahesh Yogi, 1968; Travies F.T.].

По вопросу о физической интерпретации Эффекта Махариши известны две точки зрения. Первая принадлежит Дж. Хэгелину [Hagelin J.S., 1987, 1989]. Отвергая все четыре фундаментальные взаимодействия, а также пятую силу, он полагает, что Эффект Махариши связан с нелокальным изменением геометрии пространства-времени, с редукцией волновой функции состояния коллективного сознания общества. Электромагнитное поле исключается потому, что экранировка групп медитирующих не приводит к исчезновению эффекта. Поскольку Дж. Хэгелин полагает, что Эффект Махариши реализуется на уровне объединения четырех фундаментальных взаимодействий, то он рассматривает этот эффект как альтернативу создания все более мощных ускорителей элементарных частиц и лазеров, которые необходимы физикам для проверки моделей теории единого поля.

Вторая точка зрения на физический механизм Эффекта Махариши также принадлежит сотрудникам MIU [Druhl K.J., Kleinschnitz K.W]. По их мнению, за Эффект Махариши ответственно электромагнитное излучение с длиной волны порядка нескольких десятков метров (характерный размер группы медитирующих).

Ключевыми идеями социально-психологического плана являются представления о коллективном сознании, стрессе в коллективном сознании как источнике социальной напряженности и коллективной медитации как технологии снятия стресса в коллективном сознании, по аналогии со снятием индивидуальных стрессов в результате регулярной практики ТМ.

Представление о всепроникающем поле сознания, лежащем в основе индивидуальной и общественной жизни, не является новым ни для западной, ни для восточной философских традиций. Основатели современной западной психологии Г. Фехнер и У. Джеймс утверждали существование континуума сознания, объединяющего индивидуальные сознания всех людей, который может быть непосредственно воспринят, если порог восприятия достаточно низкий. К.Г. Юнг (теория архетипов) и Э. Дюркгейм также выдвигали идею о коллективном сознании. Однако все эти концепции не оказали существенного влияния на основной поток развития западных психологии и социологии, поскольку не нашли эмпирического подтверждения [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.].

По мнению исследователей Эффекта Махариши, коллективное сознание - это некоторая целостность сознания группы, не сводимая к простой сумме индивидуальных сознаний членов группы. Феномен коллективного сознания существует на каждом уровне социальной организации: семья, сообщество, город, народ и мир в целом. Индивидуальное сознание является базовым элементом коллективного сознания любого уровня, оно оказывает влияние на состояние коллективное сознание, а также испытывает его обратное воздействие [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.].

Основной детерминантой социального поведения является уровень когерентности, согласованности коллективного сознания. По аналогии с тем, как качество индивидуального сознания отражает уровень функциональной интеграции различных компонентов нервной системы человека, общественная когерентность также является функцией кооперативности или дополнительности между отдельными людьми и (или) группами, составляющими общество. Наличие общественной когерентности выражается в спонтанной интеграции потребностей отдельных людей и групп с потребностями общества, а несогласованность, отсутствие когерентности в коллективном сознании приводит к фрустрации индивидуальных и групповых потребностей. Такое отсутствие когерентности на уровне коллективного сознания в течение длительного времени называется стрессом в коллективном сознании. Согласно представлениям описываемой теории, когда этот стресс достигает некоторого критического напряжения, происходят взрывы насилия, негативности (ненависти), конфликты, кризисы, войны.

По результатам одного из наиболее известных исследований Эффекта Махариши [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al.] состоялась дискуссия [Schrodt P.A.; Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.], опубликованная на страницах журнала , которая продолжилась в [Fales E., Makovsky B.].

Отвечая на это замечание, исследователи Эффекта Махариши [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.] вводят понятие "границы коллективного сознания" и обращают внимание на то, что во всех 40 работах по эффекту Махариши подсчет населения проводился по политическому принципу. Хотя специально внимание на этом и не акцентировалось. При этом отмечается необходимость привлечения большего количества участников для оказания влияния на более удаленные политико-административные единицы.

По мнению авторов работы [Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H.], представление о границах коллективного сознания оправдано потому, что, во-первых, внутри некоторой политико-административной единицы имеет место большая гомогенность коллективного сознания в силу более тесных личных связей, частоты контактов между людьми, культурных, экономических и эмоциональных связей и, во-вторых, из физики известно, что, например, локальные особенности местности, в частности, наличие ЛЭП, оказывают влияние на распространение электромагнитных волн.

Источники информации:

Добронец Б.С. Пространственно-временные феномены и гиперпространство. // Сознание и физическая реальность. - М., 2001, т. 6, No. 1, с. 31...41.
Московский А.В., Мирзалис И.В. Сознание и физическая реальность. // Сознание и физическая реальность. - М.: МНТЦ ВЕНТ, 1995, вып. 1.
Borland C., Landrith G. III. Improved quality of city life through the TM program: decreased crime rate. // Scientific research on Maharishi's TM and TM-sidhi program. (Далее: SRMTM) - Fiarfeald, 1977 - v. 1. - p. 639...648.
Burgmans W.H.P., Burg van den A.T., Langenkamp F.P. et al. Sociological effects of the group dynamics of consciousness: decreased of crime and traffic accidents in Holland. // SRMTM - 1989. - v. 4. - p. 2566...2582.
Cavanaugh K.L., Kurleigh D.K., Birney D.T. Improving the national economy alliance with Nature's Goverment: effects of the group practice of Maharishi's TM and TM-sidhi program. // Modern science and Vedic science. - Fairfield, 1990. - v. 4, No. 1. - p. 2...41.
Devies I.H., Alexander C.N. The Maharishi technology of the unified field and improved quality of life in the United States: a study of the First Peace Assembly, Amherst (Mass.), 1979. // SRMTM - v. 4. - p. 2549...2563.
Dillbeck M.C., Banus C.B., Polanzi C., Landrith G.III. Test of a field model of consciuosness and social change: the transcendental meditation and TM-sidhi program and decreased urban crime. // The journal of mind and behavior, 1988, v. 9, pp. 457...485.
Dillbeck M.C., Cavanaugh K.L., Glenn T., Orme-Johnson D.W., Mitlefehldt V. Consciuosness as a field: the transcendental meditation and TM-sidhi program and changes in social indicators. // The journal of mind and behavior, 1987, v. 8, pp. 67...104.
Dillbeck M.C., Landrith G. III, Orme-Johnson D.W. The transcendental meditation program and crime change in a sample of forty-eight cities. // Journal of conflict resolution, 1981, v. 4, pp. 25...45.
Dillbeck M.C., Larimore W.E., Wallace R.C. A time series analysis of the effects of the Maharishi technology of the unified field: reduction of traffic fatalities in the United States. // SRMTM - v. 4. - p. 2589...2599.
Dillbeck M.C., Mittlefehldt V., Luckebach A.P. et al. A time series analysis of the relationship between the group practice of the TM and TM-sidhi program and the crime rate change in Puerto Rico. // SRMTM - v. 4. - p. 2679...2686.
Druhl K.J., Kleinschnitz K.W. Superradiance as a model for the collective dynamics of human consciousness. MIU preprint MIU-THP-91/001, 1991.
Hagelin J.S. Is consciousness the unified field? A field theorist's perspective. // Modern science and vedic science, 1987, v. 1, No. 1, pp. 29...88.
Hagelin J.S. Restructuring Physics From its Foundation in Light of Maharishi Vedic Science. // Modern science and vedic science, 1989, v. 3, No. 1, pp. 3...72.
Maharishi Mahesh Yogi. Science of Being and art of living. N.Y., 1968.
Maharishi Mahesh Yogi. Maharishi's absolute theory of goverment: automatition in administration. - Vlodrop, 1993. - 352 p.
The Maharishi effect: creating coherence in World consciousness: promoting positive and evolutionary trends through out of the World! Results of scientific research, 1974...1990. - Fairfield, 1991. - 34 p.
Pugh N.C., Walton K.G., Cavanaugh K.L. Can time series analysis of serotonin turnover test the theory that consciousness is a field? // Society for neuroscience abctracts, 1988, v. 14, p. 372.
Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. The effects of the Maharishi technology of the unified field: reply to a methodological critique. // Journal of conflict resolution. - 1990. - v. 34, No. 4. - p. 756...768.
Orme-Jonson D.W., Alexander C.N., Devies J.H. et al. International peace project in the Meadle East: the effects of the Maharishi technology of the unified field. / Journal of conflict resolution, 1988, v. 32, pp. 776...812.
Orme-Johnson D.W., Dillbeck M.C., Wallace R.K., Landrith G.S. III. Intersubject EEG coherence: is consciousness a field? // International journal of neuroscience, 1982, v. 16, pp. 203...209.
Rabinoff R.A., Dillbeck M.C., Deissler R. Effect of coherent collective consciousness on the weather. // SRMTM - v. 4 - p. 2564...2565.
Scientific research on Maharishi's transcendental meditation and TM-sidhi program. Сollected papers. Vlodrop, 1977...1989, v. 1...5. Scientific Studies -- http://www.tm.org/research/508_studies.html
Travies F.T. An empirical test of Maharishi's junction point model of states of consciousness. // Modern science and vedic science. - 1990, v. 4, No. 1. - p. 42...56.
Travis F.T., Orme-Johnson D.W. Field model of consciousness: EEG coherence changes as indicators of field effects// International journal of neouroscience. - N.Y., 1989. - v. 49, No. 2, р. 203...211.
Wallace R.K. The Maharishi technology of the unified field: the neurophysiology of enlightenment. - Fierfield, 1987. - 367 p.
Walton K.G. Are there neurochemical tests of consciousness-as-a-field? // Modern science and vedic science, 1987, v. 1, pp. 488...498.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 май 2016, 21:46 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 27 мар 2014, 11:13
Сообщения: 403
Фрактальность интеллекта.
Выступление Гаряева П.П., доктора биологических наук.
".....
Анализ поведения генетического аппарата в ситуации омонимий логически приводит к сильному, я бы сказал, фундаментальному тезису о квази разумности генома. Для правильного выбора аминокислоты в ситуации омонимической неоднозначности белок синтезирующей системе необходимо ПРОЧИТАТЬ, прочитать не в метафорическом смысле, но реально, всю молекулу иРНК, т.е. контекст и ПОНЯТЬ его смысл. И ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ о выборе «правильной» аминокислоты или стоп-сигнала. Это можно сделать только С ПОМОЩЬЮ АКТА МЫШЛЕНИЯ, РАЗУМНО, что означает наличие у генома МЕНТАЛЬНОГО НАЧАЛА.
.....
.....
А когда эти процессы видишь в режиме ясновидения, видишь процессы сжатия, компрессии ДНК информации, то становится ясно, что в ДНК есть те же ситуации, о которых Пётр Петрович говорил. И когда хромосомная ДНК высвобождает свою волновую информацию, то она работает как голограмма, давая речевые и иные образы. При этом часть ДНК может читаться напрямую, когда она, как жидкий кристалл, составлена плотной упаковкой её нитей-текстов. И такие тексты могут читаться не только вдоль ее цепочек, но и поперек, справа налево, слева направо, вверх, вниз, вообще многомерно, по всем направлениям. Это огромная информация. И она, конечно же, имеет цифровой эквивалент."

http://wavegenetics.org/issledovania/fr ... intelekta/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 сен 2016, 21:11 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 648
А.Л. Баркова
Символика Знамени Мира Рериха.

В год юбилея Пакта Рериха мы заново пытаемся осмыслить символ Знамени Мира, Знак настолько лаконичен по своей форме и многоплановый по смыслу, что невозможно дать его простое определение.

Впрочем, оговоримся. Простое истолкование этого Знака невозможно для тех, кто стремится к глубокому осмыслению мировой культуры. Если же человек хочет получить готовый ответ, не столько однозначный, сколько упрощенный, то для таких людей ответ был дан самим Николаем Рерихом, который в 1939 году писал: "Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…".

Таково объяснение Знака для современного человека. Но нет никаких сомнений, что та трактовка Знака, которая наиболее близка идее Пакта (религия, наука и искусство, объединенные культурой), является наиболее поздней, поскольку сами эти понятия возникли в европейском сознании никак не раньше эпохи Возрождения, когда было заложено начало противопоставления светского и религиозного искусства; окончательно же разделение религии, науки и искусства произошло в эпоху Просвещения, и в последующие века эти три области духовной деятельности человека развивались независимо друг от друга, хотя и не изолированно.

Более того, европейское противопоставление религии, искусства и науки совершенно чуждо, например, странам буддизма, где вплоть до бурного вторжения европейской цивилизации, существовал культурный синкретизм, то есть единое развитие всех областей духовной деятельности человека. Если же мы обратимся к истории Знака, уходящей вглубь тысячелетий как минимум на шесть тысяч лет, то, разумеется, в древних культурах никакого противопоставления искусства, религии и науки и быть не могло!

Из этого отнюдь не следует, что подобная трактовка знака является неверной, – нет, она лишь самая поздняя, применимая к Знамени, поднятому в Брюгге, но никак не к древнейшим (да и просто старинным) изображениям Знака.

Как ни странно, то же самое нужно сказать и о трактовке Знака как триединства времен в круге Вечности. Как писал А. Говинда, человеческий ум в первую очередь осознает реальность пространства и гораздо позже – реальность времени; это объясняется тем, что ощущение пространства связано с движением тела, тогда как ощущение времени – с движением ума2. Учеными давно доказано, что в древних и архаических культурах время либо не осознавалось как категория (например, в эпических песнях герой или вечно молод, или вечно стар), либо оно мыслилось циклическим, движущимся по годовому (или многолетнему, или многовековому) кругу3. Так, например, в священных строках древнеиндийской Ригведы ("Книги Гимнов", XII–X века до н.э.) победа бога-громовержца над змеем может быть в прошлом, в будущем или в настоящем, а подвиги богов древней Скандинавии вообще происходят вне времени.

Итак, концепция трех времен в круге вечности принадлежит только высоко развитым цивилизациям; Знак Триединства много старше этих представлений. Чтобы проникнуть в его древнейшую символику, нам необходимо обратиться к универсалиям человеческого мышления, то есть тем представлениям, которые сохранены в нашем подсознании и проходят сквозь всю историю человечества.
.......

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261228.htm


Вложения:
1.png
1.png [ 384.95 КБ | Просмотров: 2903 ]
2.png
2.png [ 448.69 КБ | Просмотров: 2903 ]
3.png
3.png [ 279.95 КБ | Просмотров: 2903 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 май 2017, 21:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 648
С.В. Жарникова, кандидат искусствоведения.
.....
Среди удивительных феноменов земли арьев, описанных в Ведах и Авесте, есть один, исключительно важный, который уже почти столетие привлекает к себе самое пристальное внимание исследователей -это священные горы прародины арьев: Меру - в индийских преданиях, Хара — в иранских. Вот что поведали о них древние предания. На севере, где находится «чистый, прекрасный, кроткий, желанный мир», в той части земли, которая «всех других прекрасней, чище», обитают великие боги: Кубера — бог богатства, семь сыновей бога-творца Брахмы, воплотившихся в семь звезд Большой Медведицы, и, наконец, сам владыка Вселенной Рудра-Хара — «носящий светлые косы», «камышеволосый, русобородый, лотосоголубоокий, всех существ Предок» 8. Для того, чтобы достичь мира богов и предков, надо преодолеть великие и бескрайние горы, которые протянулись с запада на восток. Вокруг их золотых вершин совершает свой годовой путь солнце, над ними в темноте сверкают семь звезд Большой Медведицы и расположенная неподвижно в центре мирозданья Полярная звезда. С этих гор устремляются вниз все великие земные реки, только одни из них текут на юг, к теплому морю, а другие - на север, к белопенному океану. На вершинах этих гор шумят леса, поют дивные птицы, живут чудесные звери. Но не дано простым смертным всходить на них, лишь самые мудрые и смелые переступали этот предел и уходили навеки в блаженную страну предков, берега которой омывали воды Молочного океана. Горы, отделяющие север и белопенное море от всех остальных земель, названы в гимнах Веды хребтами Меру, а величайшая из них — Мандарой. В Авесте — это горы Хара с их главной вершиной — горой Хукайрья. И также, как над горами Меру, над Высокой Харой сверкают семь звезд Большой Медведицы и Полярная звезда, поставленная в центре мирозданья. Отсюда, с золотых вершин Высокой Хары, берут начало все земные реки и величайшая из них — чистая река Ардви, ниспадающая с шумом в белопенное море Воурукаша, что значит «имеющее широкие заливы». Над горами Высокой Хары вечно кружит «Быс-троконное» солнце, полгода длится здесь день, а полгода — ночь. И только смелые и сильные духом могут пройти эти горы и попасть в счастливую страну блаженных, омываемую водами белопенного моря-океана. Вопрос о том, где эти горы, долгое время никак не разрешался. Было высказано предположение, что создатели Авесты и Ригведы воспели в своих гимнаххребты Урала10. Да, действительно, Уральские горы находятся на севере по отношению к Индии и Ирану. Да, богат Урал золотом и самоцветами, далеко к замерзающему северному морю протянулся он. Но только и Авеста, и Ригведа, и античные историки постоянно повторяли, что священные Хара и Меру, Рипейские горы протянулись с запада на восток, а Урал ориентирован строго с юга на север. Все — и Авеста, и Веды, и Геродот, и Аристотель — утверждали, что великие северные горы делят землю на север и юг, а Урал — граница запада и востока. И, наконец, не берут начало с Урала ни Дон, ни Днепр, ни Волга, не являются отроги Урала той границей, где разделяются земные воды на текущие в белопенное северное море и впадающие в южное море. Так что Урал, видимо, не разрешил древнюю загадку. Однако здесь не все так просто. Дело в том, что привычный для нас сегодня единый Уральский хребет стал называться так только с середины XVIII века (от башкирского названия Южного Урала — Уралтау). Северная же часть Уральских гор издавна называлась «Камнем» или «Земным поясом». В отличие от Южного Урала, протянувшегося с севера на юг в меридианальном направлении, Приполярный Урал (Камень) — наиболее возвышенная и широкая часть Урала, где отдельные вершины поднимаются более чем на 1800 м. над уровнем моря, а общая ширина горной полосы достигает 150 км. (на 65" с. ш.), имеет северо-восточное широтное направление. От так называемых «трех камней» отходит Ти-манский кряж, который лежит на одной широте и — что крайне важно здесь отметить — объединяется с Северными Увалами — еще одной возвышенностью, протянувшейся с запада на восток. Именно здесь, на Северных Увалах, находится главный водораздел бассейнов северных и южных морей. Выдающийся советский ученый Ю. А. Мещеряков называл Северные Увалы «аномалией Русской равнины» и, говоря о том, что более высокие возвышенности (Среднерусская, Приволжская) уступают им роль главного водораздельного рубежа, делал следующий вывод: «Среднерусская и Приволжская возвышенности возникли лишь в новейшее время (неогенчетвертичное), когда Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов Северных и Южных морей». И даже более того, еще во времена каменноугольного периода, когда на месте Урала плескалось древнее море, Северные Увалы уже были горами ". Северные Увалы — главный водораздел рек севера и юга, бассейнов Белого и Каспийского морей — находятся там, где на карте Птолемея (II в н. э.) помещены Гиперборейские (или Рипейские) горы, с которых на этой карте берет начало Волга,.названная древним авестийским именем Ра или Рха.


Источник: http://www.perunica.ru/zharnikova/1147- ... odnoj.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 28 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB