Л.П. Грот.
Материнское имя Руси и визуальное воплощение образа Матери в вышивках и культовой металлопластике.
продолжение 2.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
1.История народа русь и как часть этой истории — история его имени — это история древнего автохтонного народа Восточной Европы, чьи представители, которых я предложила называть древними русами, стали расселяться в Восточной Европе около 5000 лет тому назад как носители ИЕ вместе с другой ветвью носителей ИЕ, известных в науке как древние арии. Время их расселения и есть та отправная точка, от которой должно отсчитываться начало древнерусской истории, а отнюдь не IX в. Тогда же, т.е. при расселении на Русской равнине древних русов и ариев, было рождено и имя Русь. Поэтому имя Русь не является заимствованным в русском языке и соответственно, не содержит никакой скандинавской этимологии.
2. В русской традиции Русь связывается с материнским образом или божественным материнским первопредком, имя которого распростерлось как священный оберег над Русской равниной и отразилось в ее топонимике. Ближайшими аналогиями Руси как священной праматери русов выступают женский теоним Дана/Дану – священная прародительница уэлсцев и ирландцев, а также ведийское женское божество Сарасвати, отождествляемое со священной в ведийской традиции рекой Расой. Раса как «великая матерь» или Русь-матушка имели двойника в образе Волги-матушки.
3. Этимологии для Руси-матушки отыскиваются в русском языке с параллелями в санскрите. Прежде всего от имени прародительницы русов — матушки Руси произошли древнерусские обозначения для реки/водной стихии: руса/русло/реса(ряса). Кроме того, вариант руси в форме роса дает такие значения как влага, источник питьевой воды и орошения земли, а также как небесная влага, сакральный дар, божья благодать. В статье показана несерьезность попыток норманистов отрицать тождество корней рус-и рос-, второй из которых во множестве встречается в гидронимах и этнонимах. Древнерусская роса/руса этимологически родственна с санскритской расой в значении вода, питье, жидкость, главная сущность и др. Ярким доказательством родства руси и росы является праздник Ивана Купалы или праздник летнего солнцестояния, который носил также название праздник Росы (В.И.Даль). Здесь слово Роса выступает и как персонификация божества, что позволяет сопоставить его с божественным материнским первопредком Русью. Кроме того, Русь/Роса, прославляемая в день летнего солнцестояния, естественно связывается с великим Солнцебожеством русов Волосом, а через теоним Волос — и с двойником Руси — с Волгой-матушкой. Связь имени Руси с культом Волоса могли породить устойчивое выражение о русых волосах, употребляемое в различной связи.
4. Рассмотрение значений слов, рожденных от имени Руси, можно было бы продолжить, но для выводов статьи достаточно и того, что приведено выше. В завершение следует только подчеркнуть, что все вышеназванные значения можно считать переосмыслениями имени Русь. Оно является исходным для образования вышеприведенных слов и тем самым влияет на процесс формирования словарного состава русского языка, начиная от его древнейшего периода. Причем влияние это было неоднородным. Оно могло быть, как показано выше, непосредственным, с сохранением родственной семантики: Русь/Раса как олицетворение водной стихии, реки, влаги. Оно же могло проявляться и опосредованно. Например, известно, что имя русов сопоставлялось с красным цветом, но исток данного отождествления был утерян. В связи с этим возникали сложности в понимании того или иного исторического источника, особенно на фоне летаргического убеждения, используя выражение А.В. Назаренко, что имя Русь имеет якобы скандинавскую этимологию. Сошлюсь для примера на известный спор о том, как правильно переводить слово «rousia» как «русский» или как «красный» в выражении “ta rousia chelandia” у византийского историка Феофана Исповедника (760-818). Подробный анализ фрагмента из труда названного историка есть в Приложении к книге С. Лесного «История Руссов. Держава Владимира Великого». Его автор историк Е. Лазарев, отмечая, что наименование русов в византийскую эпоху соотносится на уровне почти точной омонимии с цветом императорского пурпура, задается вопросом: «Что из этого следует? Давнее заимствование византийско-римской образности? Или тут мы прикасаемся к чему-то гораздо более фундаментальному, уходящему в корневые глубины древнерусской культуры?» [68]. Полагаю, что постановка второго вопроса более верна. Напомню, что белый и красный цвета были цветами божественной пары Сарасвати-Брахмы. Но эти цвета являются и постоянными спутниками имени Руси, вобравшего в себя оба сакральных цвета. Пониманием их символики мы вернем отторгнутые начала русской истории. А пока можно констатировать, что русское имя Ρουσιος/русиос сохраняло и собственную идентичность этнонима, и пополнило лексическое богатство других европейских языков в значении красного цвета.
5. Так же, как и ведийские матери-богини, образ божественной матери-прародительницы Руси получил визуальное воплощение. Образ Руси — матушки отразился в ритуальной русской вышивке. Далее, согласно моим исследованиям, северорусская вышитая иконография перекликается с таким уникальным источником, как произведения пермского звериного стиля (ПЗС). Абрис шумящих подвесок выявляет фигуру женщины в широкой юбке с разведенными в стороны или лежащими на бедрах руками, напоминающую вышитую древнерусскую великую матерь всего сущего или мать-прародительницу Русь. Этот же образ проступает на золотой пластине, найденной вкургане Карагодеуашх Краснодарского края.
6. Многотысячелетняя русская история на своем долгом пути переживала различные периоды. Начало ему положили миграции на Русскую равнину ариев и древних русов, а крупнейшей вехой на первом этапе этого пути было расселение словѣн, как оно описано в летописях. Эту мысль соотносится также с историей русского языка, т.е. и история языка Руси пережила два крупнейших этапа в своем развитии, включавший язык древних русов от миграций представителей R1a, развивавшийся в единой культурно-языковой общности с ариями, и новый этап в развитии языка русов с распространением словѣньского языка, сравнимый с своеобразной великой языковой реформой. Этот период отразился и в так называемых двух рядах имен для Днепровских порогов — «славянских» и «русских», из чего явствует, что еще в середине Хв. язык древних русов и словѣньский языкъ имели различия. Но вопрос о названиях Днепровских порогов — это вопрос, которому следует посвятить отдельную работу.
И решен этот вопрос будет только при условии, если брать исток Руси — как народа, так и его имени —от эпохи бронзы в Восточной Европе, по аналогии с истоками истории других народов России.
окончание следует.
|