Форум Зов Белой Горы

Текущее время: 11 дек 2018, 21:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Орнамент
СообщениеДобавлено: 04 июн 2016, 22:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 407
Артефакт из Национального исторического музея Армении.

"Артефакт, выбранный в качестве символа музея, вызывает немалое удивление своей нетривиальной «техногенной» формой. Принятая историками «астро-мифологическая» трактовка формы этого артефакта (якобы он изображает модель Солнечной системы) никуда не годится и входит в противоречие с формой других схожих артефактов."

http://lah.ru/expedition/armenia-2016/1 ... museum.htm


Вложения:
Комментарий к файлу: Любопытно, что аналог «модели солнечной системы» обнаруживается в кельтских гальдраставах.
Безымянный.png
Безымянный.png [ 405.76 КБ | Просмотров: 292 ]
Комментарий к файлу: Из музея Армении.
Безымянный2.png
Безымянный2.png [ 175.42 КБ | Просмотров: 292 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Орнамент
СообщениеДобавлено: 25 июн 2016, 22:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 407
Л.П.Грот.
Древнерусские женские божества Севера.


".....
Одним из важнейших источников для изучения данной проблемы являются упомянутые материалы изобразительного характера, т.е. вышивки, где учёные выделяют так называемые трёхчленные композиции, включающие женскую фигуру в центре, часто несоразмерно крупную и декорированную ритуальной орнаментикой, и две мужские фигуры по бокам или у ног её в роли «прибогов» – служителей богини. Эта сакральная «триада» отмечена, преимущественно, на территории Восточной Европы. Изображения Великой Богини и предстоящих ей жрецов были известны ещё в скифо-сарматском мире (напоминаю мою нынешнюю позицию по вопросу: скифо-сарматский мир, это если вести беседу на древнегреческом и латыни, а так – древнерусский мир). Эта композиция является постоянным сюжетом и в русской северной вышивке ритуального характера.
......
Б.А. Рыбаков отмечал, что весь Русский Север – от Пскова на западе до обширных архангельских краёв на востоке – изобилует полотенцами с устойчивой ритуальной сценой: в центре – женская крупная фигура (часто с поднятыми к небу руками), а по сторонам её – два всадника, тоже нередко с поднятыми к небу руками. У женской фигуры обычно в руках бывают птицы – символ неба. Нередко голова богини оформлялась как солнечный диск с короткими лучами, расходящимися во все стороны, иногда огромный солярный знак покрывал почти всю середину женской фигуры, что подчёркивало сакральную природу изображения. В русском средневековом поучении под названием «Слово святого Григория (Богословца) изобретено в толцеях о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят», предположительно датируемым XII веком, порицался обычай поклонения женским идолам: «кланяются написавше жену в человеческ образ», что убедительно разъяснялось Б.А. Рыбаковым как поклонение вышитым изображениям («писать шёлком»).6

На мой взгляд, древнерусское женское божество, выступавшее в образе Волховской коровницы, тесно связано с Колой – Большой Медведицей. Как же Коровница могла быть одновременно и Медведицей? Так же примерно, как Артемида, у которой священными животными были лань и медведица.

Но от «хозяйки» медвежьих культов до Волховской коровницы должно было много лет минуть и пройти время, необходимое для индоевропейских русов адаптировать свои занятия скотоводством к условиям палеоевропейского севера, что и отразилось в культовой картине: древнерусская Кола, возможно, через сакральный брак с первопредком-медведем, палеолитическим хозяином местной земли, стала царицей медвежьих культов или Большой Медведицей, а также привнесла свой собственный древнерусский титул Коровницы, освоив мир небесный с солнечным венцом и водную стихию. Культы – это не явление, а процесс. Древнерусский культ, восходивший к древним медвежьим культам, трансформировался с течением тысячелетий и оформился как мощное солнцепоклонство, охватившее большие пространства. Представляется, на основе этого солнцепоклонства сложилась древняя северо-евразийская конфессиональная общность, в которой объединились древнерусская и урало-алтайская традиции, включавшая как саамов и другие финно-угорские народы Севера, так и народы Сибири. Одним из связующих звеньев в этой солнцепоклонной системе выступал древнейший образ Колы – Большой Медведицы.
...."

http://pereformat.ru/2013/06/zhenskie-bozhestva-severa/


Вложения:
Безымянный8.png
Безымянный8.png [ 492.63 КБ | Просмотров: 265 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Орнамент
СообщениеДобавлено: 08 авг 2016, 22:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 407
НАВЕРШИЯ СЛАВЯНО-АРИЙСКИХ ХРАМОВ.
доктор истории
Рачинский Андрей Владиславович,
Фёдоров Александр Евгеньевич.

Исследователи русской архитектуры давно обратили внимание на то, что русская архитектура, вопреки расхожему мнению,
имеет очень мало общего с византийской. В то же время, наблюдается поразительное сходстворусской архитектуры
с индо-иранской, арийской.
Только в русской и арийской архитектуре встречаются бочки, крещатые бочки; кубоватые покрытия; «горы кокошников»; храмы
c кувшинчиками; храмы с зонтиками-главками; золотые купола; надвратные храмы. Широко распространены шатровые храмы,
многоглавые храмы, маковки-луковицы, коруны,
стамики и др. архитектурные формы.
Следует добавить, что до 19 в. русская архитектура оставалась преимущественно деревянной, а деревянное зодчество вообще не имеет аналогов в Византии.
......
Близость славянских языков санскриту (славянские языки наиболее близки санскриту среди европейских) [Skulj, Sharda, 2008; Томажич, 2008], сходство многих славянских и индийских символов, присутствие индо-арийских топонимов на территории
расселения славян[Трубачёв, 1999; Жарникова, Гусева, 2010; Грот, 2013, с. 353 –354; Колеватых, 2010], данные, полученные при исследовании ДНК(распределение гапло-группы R1a1а (рис. 1), позволяют говорить о том, что до разделения в начале 2 тыс. до Р.Х. существовала единая общность славян и арьев. Об этом же свидетельствует и большое сходство архитектурных форм и композиций в
русской и индийской архитектурах. Надо заметить, что архитектурная форма является одним из наиболее устойчивых элементов
культуры. Эстетические предпочтения, приверженность к родным формам сохраняются народом и после смены языка и религии,
переселения на другие территории, перехода на новые строительные технологии и материалы.
Здесь уместно сравнение семиотики архитектуры с генетикой, которая так же не зависит ни от языка, ни от религии, ни от среды обитания.
......

http://pereformat.ru/wp-content/uploads ... edorov.pdf


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Орнамент
СообщениеДобавлено: 24 фев 2017, 22:00 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 407
Збручский идол Святовитов – родословный столп славян.

"На основе ранее полученных данных о синдо-арийском субстрате русского языка и жизни синдо-арийских племён на Русской равнине с начала III тыс. до н.э. в статье расшифрована символика Збручского идола, реконструирована синдо-арийская этимология слова «идол» и теонима «Святовит», раскрыт значительный объём новой исторической информации. Из проведённого анализа следует, что символика Збручского идола вполне корреспондируется с данными ДНК-генеалогии об эволюции и миграциях популяции гаплогруппы R1a и о доминировании гаплогруппы R1a у восточных славян. Более того, символика идола ясно показывает, что на рубеже I и II тысячелетий н.э. славяне осознавали и позиционировали себя в качестве полноправных наследников древнего синдо-арийского рода.
Збручский идол – пожалуй, самый известный исторический артефакт общей славянской культуры. Значимость этого памятника определяется уникальной сохранностью его богатой символики, а также целым рядом исторических обстоятельств, позволяющих думать, что та информация, которую несёт в себе памятник, имеет отношение ко всем славянским, а может быть и не только славянским, народам. Экспонируемый ныне в Краковском археологическом музее почти трёхметровый каменный истукан был вытащен в 1848 году из реки Збруч, северного притока Днестра, текущего меж холмами, которые издавна зовутся Медоборы. Сегодня это Тернопольская область Украины, а в конце I тысячелетия здесь соседили племена волынян, бужан и хорватов (Седов 1982: 123-129). Затем эта земля последовательно находилась в границах Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества и Речи Посполитой. После раздела Польши в конце XVIII века по реке Збруч прошла граница между Российской и Австро-Венгерской империями, а в результате расширения СССР в 1939 году и победы Советского Союза во второй мировой войне Тернопольщина оказалась в пределах советской Украины.
Когда-то кумир стоял на горе Богит, самой высокой в Медоборах. В 1984 году советские археологи И.П.Русанова и Б.А.Тимощук нашли здесь следы славянского святилища, которое, похоже, было центром обширного культового комплекса (городки-святилища Богит, Звенигород и Говда). Особо подчеркну, что в Медоборах археологами найдены памятники, относящиеся ещё к трипольской культуре, а непосредственно на городище Богит – керамика скифского времени (Русанова, Тимощук 2007: 64, 66-67). В контексте новых знаний, о чём будет сказано ниже, указанные находки предстают явными свидетельствами культурной преемственности. Городище Богит включает огороженное требище на 500-600 человек и обнесённое внутренним валом капище, план которого весьма интересен: восемь округлых углублений, подобно лепесткам, очерчивают срединный вымощенный круг, внутри которого стоял идол (см. рис. 1). Заметим, что такой план явно напоминает капище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода (Седов 1953).
.....
......"

http://pereformat.ru/2017/02/zbruchskij-idol/#more-7885


Вложения:
Комментарий к файлу: Рис. 1. Общий план святилища Богит. Капище. Фундамент збручского идола
без2.png
без2.png [ 161.42 КБ | Просмотров: 174 ]
Комментарий к файлу: Рис. 2. Збручский идол. Краковский музей
Без1.png
Без1.png [ 246.21 КБ | Просмотров: 174 ]
Комментарий к файлу: Рис. 3. Прорисовка изображений на Збручском идоле
Без3.png
Без3.png [ 154.62 КБ | Просмотров: 174 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Орнамент
СообщениеДобавлено: 18 мар 2017, 22:40 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 27 мар 2014, 11:13
Сообщения: 107
Золотая нить.
Жарникова С.В.

Символика нательной рубахи в русской народной традиции глубока и интересна. В обыденной жизни рубаха была основной формой одежды, из льняного полотна шили и мужские, и женские рубашки, украшая их ткаными орнаментами и вышивкой. Древнерусские рубы были прямого покроя, туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотна. Рукава делались узкими и длинными, у женских рубах они собирались в складки у запястья и закреплялись браслетами (поручами). Во время ритуальных танцев, в обрядовых действиях рукава распускались и служили орудием колдовства. Об этом, кстати, повествует русская народная сказка о Царевне-лягушке. В описании иностранца (конца XVII в.) говорится: "Они (русские — С. Ж.) носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их , сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают 8 или 10 локтей, сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изысканными и дорогими запястьями". Орнаментированные вышивкой и ткачеством рубахи упоминаются и в "Слове о полку Игореве" — замечательном памятнике средневековой русской культуры. В своем плаче Ярославна хотела бы полететь кукушкой по Дунаю, смочить "бе брян рукав" (т. е.украшенный браным орнаментом) в Каяле реке и вытереть им кровавые раны мужа — князя Игоря. Магическая сила, сосредоточенная в рукавах рубахи, в алых орнаментах, должна излечить, зарубцевать раны, наполнить тело крепостью, принести здоровье и удачу. Рубаха-долгорукавка изображена на серебряных с черневым рисунком ритуальных браслетах, предназначенных для плясок на русалиях, найденных в разных концах Руси (Киеве, Старой Рязани, Твери). Относящиеся к XII—XIII векам, эти браслеты-наручи изображают те обрядовые действа, о которых церковь говорила: "Грех есть плясати в русалиях", "се же суть злыя и скверные дела - плясанье, гусли... игранья неподобные русалья", "пляшущая божена -любовница диаволя... невеста сотонина" . Б. А. Рыбаков отмечает, что: "Браслеты предназначались не для парадного наряда, предусматривающего появление княгини или боярыни в храме, и не для простого повседневного убора, а для торжестве иного, но,очевидно,потаенного участия в прадедовских обрядах".

Ритуальное значение орнаментированных длинных рукавов подчеркивается на браслете из Старой Рязани тем, что изображенная здесь женщина, выпивая на языческом русальском празднике ритуальную чашу, берет ее через спущенный длинный рукав, в то время как мужчина держит чашу открытой ладонью. До конца XIX века сохранялась в Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях традиция использования рубах-долгорукавок, имеющих рукава до двух метров с прорезями-"окошками" для рук как праздничной и свадебной одежды. Возвращаясь вновь к сказке о Царевне-лягушке, стоит вспомнить, что именно на подлинной свадьбе ее и Ивана-Царевича, где Царевна-лягушка впервые предстает перед мужем и его родственниками в своем настоящем облике Василисы Прекрасной, она совершает ритуальную колдовскую пляску. После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро, после взмаха левого — птицы лебеди. Таким образом, героиня сказки совершает акт творения мира. Она, как и женщина на браслете XII—XII веков, танцует танец воды и жизни. И это вполне естественно, так как свадьба еще с ведических времен воспринималась как космическое действо — союз солнца и месяца. Интересно, что в ведическом свадебном обряде жених, приподнося невесте нижнюю рубаху, говорил: "Живи долго, носи одежду, будь защитницей человеческого племени от проклятия. Живи сто лет, полная силы, одевайся ради богатства и детей, благословленная жизнью, вложенной в эту одежду". Такой текст закономерен, ведь, как было отмечено ранее, орнамент ткани воспринимался в данной традиции как сакральная речь, хвалебная песнь, как способ постижения вселенского закона. Н. Р. Гусева отмечает, что в "Атхарваведе" есть обращение к богам "с просьбой облачить жертвователя в некое символическое одеяние, в которое боги облачают друг друга и которое дарует долголетие, власть, богатство и процветание". О том, что это рубашка, свидетельствуют строки Ригведы, говорящие "о прекрасных, хорошо сделанных нарядах", а также о женщине, распарывающей шов, о брачной рубашке и свадебном платье . Н. Р. Гусева считает, что "особенно ценными здесь являются, конечно, упоминания о шве и рубашке", т. к. в отличие от субстратного населения Индостана — дравидов, носившего несшитую одежду, арьи носили одежду сшитую7. Она также подчеркивает, что: "В "Ригведе" встречается и такое название одежды как "атка" — "рубаха", образованное от глагольного корня "ат" — "постоянно двигаться, тянуться, идти". От этого же корня происходит слово "атаси" — "лен" и "атаса" — "льняная одежда". Это ценное указание на то, что арьи знали лен. Об этом же говорит и предписание Законов Ману, повелевающее целомудренным ученикам брахманов носить одежду из льна, пеньки и овечьей шерсти. Здесь упоминается и профессия портного, что говорит о существовании сшитой одежды"8. Исходя изданных Ригведы, мы можем предположить, что именно в орнаменте заключалось то, благодаря чему рубашка могла "даровать долголетие, власть, богатство и процветание".

О том, что в Древней Индии существовала орнаментация тканей, свидетельствует наличие мастеров по вышивке, набойке, узорному ткачеству и аппликации в древних перечнях середины и конца I тыс. до н. э. ("Артхашастра"). А так же то, что индийская вышивка в технике "чикан", где используется много разных швов: двухсторонняя штопка, плоская и выпуклая гладь, стебельчатый и обметочный швы, выполненные на белой ткани белыми же нитками, абсолютно идентична севернорусской вышивке "чекан", столь характерной для Олонецкой губернии. "На севере Индии вышивкой чикан покрывают мужские белые рубахи местного покроя - длинные без воротника, с прямой застежкой, с длинными прямыми рукавами и с карманами, вшитыми в боковые швы. Вышивка обычно наносится вокруг горловины и застежки рубахи, иногда на края рукавов и по краю карманов. Вышивкой чикан украшают женские пайджамы и рубахи, а также скатерти, салфетки, наволочки, простыни, тонкие занавески на окна, уголки носовых платков и т. п.", - пишет Н. Р. Гусева. На Русском Севере вышивкой "чекан" украшали подзоры свадебных простыней, концы полотенец, т. н. "жениховы платы" и т. д. Техника настильной глади из Гуджарата удивительно похожа на севернорусскую настильную гладь, широко распространенную в Олонецкой губернии. Эти примеры можно продолжать долго, так как имеется огромное количество композиционных схем вышитого и тканого орнамента, абсолютно идентичных в Индии и на Русском Севере: это и богини с поднятыми вверх руками, это и всевозможные утицы и павы, и воспетые Ригведой:

"С единой двое
на птицеконях
странников двое
странствуют вместе"

это и постоянно повторяющиеся композиции из четырех свастик, которые соотносятся с понятием "аскезы пяти огней", т. е. стояния жреца между четырьмя кострами в виде свастик под лучами солнца (пятый огонь).

http://www.yperboreia.org/jarn01.asp


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Орнамент
СообщениеДобавлено: 17 май 2017, 22:20 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 407
Книга Таинство Монады.
58.
.......
Пентаграмма как символ развитого человечества есть знак космический.
Материя обозначена квадратом или кубом.
Вода - шаром или каплей.
Конус явлен как символ огня.
Чаша - воздуха.
Зерно или жемчужина в чаше - дух, озаряющий бытие свыше, то есть серебряная нить, протянутая к монаде от Абсолюта.

http://znakisveta.ru/tm.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Орнамент
СообщениеДобавлено: 06 май 2018, 21:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2014, 20:24
Сообщения: 407
Жарникова С.В.
ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ В ОРНАМЕНТИКЕ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ

Источник: https://www.perunica.ru/zharnikova/1206 ... ntike.html

".......
Характерность позы, а также то, что верхняя и нижняя фигуры соединены тонкой полоской, очень похожей на пуповину, дают нам, как думается, основания для предположения, что перед нами изображения двух богинь–рожаниц, причем в этой композиционной схеме следующим составляющим является сама женщина, носящая данный повойник: она обязана продолжить далее бесконечную во времени цепочку рождений и всей логикой этого заклинательного орнамента обязана повторить акт рождения, воспроизводства.
.....
Надо сказать, что подобные изображения, выполненные из жемчуга, бисера, сеченого перламутра или стекляруса, характерны также для каргопольских кокошников, где надо лбом почти всегда помещена стилизованная, несколько утрированная в своей распластанности фигура с поднятыми руками и широко разведенными ногами (илл. 4). Интересно, что головные уборы с такой орнаментикой женщины носили только в течение репродуктивного периода своей жизни, зачастую даже только в первые годы семейной жизни, до рождения ребенка,11 а затем меняли на менее украшенные; старея же, переходили на другие, старушечьи повойники.
.....
Вероятно, рогатость рожаниц, вышитых на головных уборах, с одной стороны, подчеркивает их связь со сферой сакрального, а с другой — объединяет богиню с ее возможным архаическим прототипом — коровой. Б. А. Рыбаков, говоря о близости двух рожаниц — матери и дочери — к древнегреческим Лете — Латоне и Артемиде, подчеркивает связь этих греческих богинь с культами плодородия. Но практически все древнейшие богини плодоносящих сил природы Евразии и Северной Америки в той или иной мере связаны с коровой. Будь то увенчанные коровьими рогами Исида или Иштар, волоокая Гера или Ио, обращенная в корову, Европа, изначально воплощавшаяся в облике коровы, и т. д. — повторяем, все они в зооморфном варианте связаны с культом одного и того же животного. Интересно, что один из предполагаемых аналогов древнерусских рожаниц — богиня Артемида, в облике Селены, также изображалась рогатой, как Илифия — помогала роженицам, а в своем малоазиатском варианте представлялась многогрудой, с целым сонмом коров на теле. Все эти вышеперечисленные богини имеют еще одну общую черту — они так или иначе связаны с древнейшими лунарными культами — так как подательницей плодородия в виде дождей, рос и влаги вообще во многих культурах древности была луна.13 Но луна в тех же культурах, как правило, ассоциировалась с коровой или быком,14 так как луна, вода, корова и бык издавна были тесно взаимосвязаны и взаимозаменяемы в различных мифологических системах. Кроме того, брачные партнеры многих богинь плодородия также выступают, как правило, в зооморфном варианте, в облике одного и того же животного — быка.
Итак, в многочисленных головных уборах, бытовавших на обширной территории России, женщина, являвшаяся своеобразной земной ипостасью богини–рожаницы, уподоблялась рогатому существу — корове. Подчеркивание признаков, ассоциирующих женщину с коровой, и в то же время постоянная рогатость изображаемых на повойниках рожаниц, наталкивают на мысль, что коль скоро женщины, а в конечнем счете — богини–рожаницы, рогаты, то не исключено, что рогатым должен был изображаться и бог Род.
...."


Вложения:
илл3.png
илл3.png [ 498.42 КБ | Просмотров: 60 ]
Кичка рогатая. Рязанская губерния. Конец  19 в..png
Кичка рогатая. Рязанская губерния. Конец 19 в..png [ 16.45 КБ | Просмотров: 60 ]
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB