В развитие темы "Ведическое знание и современная наука".
Ведические ученые обратили внимание современных исследователей на то, что для понимания того, что вся вселенная является выражением Веды и ведический литературы необходимо изучать структуру построения ведический текстов. Известно, что главными ведами традиционно являются 4: Рик, Сама, Яджур, Атхарва. Среди указанных четырех основной признается Рик Веда. По аналогии с процессами, происходящими в сознании (в рассмотренном нами выше контексте классической йоги), где субъект, объект и взаимодействие между ними (на ведическом языке Риши, Чхандас и Девата) в ходе дхьяны (сосредоточения) достигают состояния единства (Самхита) в состоянии самадхи (полностью самообращенном состоянии, переживании чистого сознания, поля чистого разума в абсолютном покое) эти четыре главные Веды соотносятся как:
1. Аспект Риши (субъект, познающий) - Сама Веда; 2. Аспект Девата (процесс, познание) - Яджур Веда; 3. Аспект Чхандас (объект, познаваемое) - Атхарва Веда; 4. Самхита (единство этих четырех, то, что на уровне сознания соответствует состоянию самадхи) - Рик Веда.
Правильнее было бы поставить в этом списке Рик Веду по указанным причинам в списке под № 1. Таким образом, сознание при выходе из состояния чистого единства (самхиты Риши, Деваты и Чхандаса) становится этими тремя в ходе обратной внутренней динамики. Снова появляется разделение на субъект, объект и процесс взаимодействия между ними. Аналогичным образом из единства Самхиты Рик Веды появляются три Веды: Сама (соответствует субъекту, Риши), Яджур (соответствует процессу взаимодействия, Дэвата) и Атхарва (соответствует объекту, Чхандасу). Все три в состоянии Самхиты (единства) выражены динамикой и структурой Рик Веды. В свою очередь Самхита (единство) в ходе своего развертывания, или нарушения единства, выражается в динамике появления трех аспектов. Единство становится тремя: Самхита (Самадхи): 1. Риши, 2. Девата, 3. Чхандас. Самхита (Рик Веда): 1. Сама Веда, 2. Яджур Веда, 3. Атхарва Веда.
Ведические ученые поле чистого разума, чистого сознания, достигаемого в состоянии самадхи соотносят с Атмой. Это тот уровень природы (использую эти термины для простоты изложения), который является единым как для индивидуального существования каждого из нас, так и для всей проявленной вселенной (весь диапазон от тончайшего до самого грубого состояния). Это поле Абсолюта, источник всего относительного. Процесс перехода 3 в 1 и наоборот 1 к 3, переход в состояние единства и возвращение к трем аспектам его выражения в поле относительного отражают внутреннюю динамику сознания как на индивидуальном, так и на космическом уровне. Этот процесс, происходящий на уровне соприкосновения тончайшего относительного и абсолютного порождает бесконечный динамизм, который выражается в звуках (вибрациях). Эти тончайшие вибрации законов природы древние ведический Риши воспринимали в собственном разуме в полностью самообращенном сознании, и в последствии могли выразить в виде материальных звуков в виде Веды и ведической литературы. Веда и ведическая литература (веданги, упанги, брахманы, араньяки, упанишады и т.д.) помимо смыслового содержания имеют строгую структуру организации. Например:
Рик Веда состоит из 10 частей (10 мандал), каждая мандала состоит из определенного количества сукт (строф), каждая сукта содержит некоторое количество рича (стихов), рича состоит из пада (строк), а строка - из слогов. Первая пада первой рича первой сукты первой мандалы Рик Веды звучит примерно так (упрощенно русскими буквами): АКНИМИ ИЛЕ ПУРО ХИТАМ и состоит из 8 слогов: АК НИ МИ ЛЕ ПУ РО ХИ ТАМ. Эти 8 слогов соответствуют 8 пракрити (фундаментальным качествам разума): 1. Ахамкар (способность самоосознавания, первая дифференциация абсолютного уровня природы, способность осознавать наше индивидуализированное состояние, отличать «я» от «не я»); 2. Буддхи (интеллект); 3. Манас (ум); 4. Акаша (пространство); 5. Вайю (ветер, пространство в движении); 6. Агни (огонь); 7. Джал (вода); 8. Притхиви (земля).
8 пракрити с точки зрения Риши, Девата и Чхандас описываются тремя падами (строками) первой рича. Таким образом образуется первая рича из 24 слогов (8 пракрити, описанные в контексте Риши, Девата и Чхандас, три строки по 8 слогов).
Веда подобна семени, которое содержит в концентрированной форме потенциал всего дерева. Семя содержит все знание, которое понадобится дереву для последовательного роста его ствола, ветвей, листьев, цветов и плодов. Можно сказать, что части дерева развертываются как "комментарий" к знанию, содержащемуся в семени. Полное развертывание чистого знания показано в самой детальной форме как различные ветви ведической литературы. Всеобщность знания содержится более компактно в самой Рик Веде. Оно находится в еще более концентрированной форме в первом собрании стихов Рик Веды, которое на санскрите называется первой мандалой, и в еще более сжатой форме в первой сукте (строфе). Оно находится в еще более концентрированном виде в первой риче (стихе) Рик Веды – первых 24 слогах первой сукты. Это полное знание содержится и в первой паде, или первых восьми слогах первой ричи, и, наконец, его можно найти в самой концентрированной форме в первом слоге Веды – Ак. "Веда Рик – знание о Рик". Что же такое "Рик"? "Рик" – это слово, пpоизношение котоpого демонстpиpует динамизм движения от бесконечности к точке. "РРРРРи" показывает динамизм, а "К" демонстpиpует остановку динамизма. "К" – это звук, пpоизнесение котоpого останавливает поток pечи". "Ак" – это коллапс тишины (в самой себе), а "Рик" – это коллапс динамизма (в самом себе). "К" – это потенциал Рик Веды. Отношение имени и формы баллансируется точкой, "К", которая одновременно является и точкой динамизма, "РРРРРи" и точкой тишины, "А". Именно так можно обнаружить Рик Веду в каждой точке мироздания. Рик Веда – это Веда "всех возможных тpансфоpмаций вечного аспекта динамизма пpедельной pеальности, а также всех возможных тpансфоpмаций вечного аспекта тишины предельной pеальности". Вот почему можно сказать, что Веда содержит комментарий к себе самой. Ее структура подобна набору вложенных друг в друга коробок. Каждая коробка содержит в себе целое, но каждая большая коробка является более детальным вариантом меньших. Этот процесс последовательного проявления очень концентрированного семени знания во все более и более детальных и выраженных формах универсален для всей вселенной. Его яркой иллюстрацией являются биологические феномены, когда одна оплодотворенная клетка дает начало невероятно сложному организму. Весь процесс развертывания организма из одной клетки в очень сложные ткани, органы и интегрированные физиологические системы – совершенно естественный и спонтанный процесс. Каждый орган, каждая клетка содержит в своей ДНК все знание, управляющее его или ее полным развитием, и каждая стадия развития наступает как дальнейшая детализация или демонстрация того знания, которое содержится в ДНК. В результате развёртывания Природного Закона первый звук "АК" развивается, подобно развитию человека из одной клетки, в одно слово, в одну строку и т.д. – в тело Веды. Первый стих, или рича, первой сукты, состоящий из 24 слогов, дает комментарий к первой паде (фразе из 8 слогов); 8-слоговая структура первой пады теперь появляется три раза: – первая пада выражает 8 пракрити (фундаментальных качеств разума) по отношению к качеству чистого сознания, которое называется "познающий"или Риши. – вторая пада выражает 8 пракрити (фундаментальных качеств разума) по отношению к качеству чистого сознания, которое называется "процесс познания"или Девата. – третья пада выражает 8 пракрити (фундаментальных качеств разума) по отношению к качеству чистого сознания, которое называется "познаваемое"или Чхандас. Вместе эти три пады составляют первую ричу (стих) Веды, которая представляет еще одну полную стадию в последовательном развертывании знания. Следующие 8 рича завершают первую сукту – следующую стадию последовательного развертывания знания в Веде. Каждая из этих 8 рича состоит из 3 пад (строк) по 8 слогов, то есть всего 8 Х 24=192 слога. Эти 24 пады из 8 слогов детализируют непроявленную восьмеричную структуру 24 промежутков между слогами первой рича (стиха). Каждая рича состоит из трех пад, которые, как и в первой рича, представляют структуру самовзаимодействия в отношении качеств чистого сознания Риши, Деваты и Чхандаса. В итоге последовательных стадий развертывания эти 192 слога первой сукты (строфы) детализируются в 192 суктах, которые составляют первую мандалу Рик Веды, которая, в свою очередь, дает начало остальной части Веды и всей ведической литературе. Всеобщий потенциал Природного Закона содержится в своей концентрированной форме в четырех Самхитах Веды и во все более концентрированной форме в Рик Веде, в первой мангале Рик Веды, в первой сукте первой мандалы, в первой риче первой сукты, в первом слове первой рича, в первых двух звуках первого слова,"А" и "К", и в первом звуке "А".
Всеобщность Природного Закона, содержащаяся в каждом из этих выражений, находится в самом концентрированном состоянии в "Я", поле чистого сознания. Ведические ученые объясняют, что Веда – это внутренняя структура, или ткань сознания. Веда "квантифицирует" бесконечную, вечную целостность сознания. Простейшей и самой фундаментальной квантификацией этой динамики является структура "три-в-одном", Самхита Риши, Деваты и Чхандаса. Все дальнейшие трансформации суть видоизменения этой основной структуры знания, которая отражается внутри "Я" каждого из нас. Структура ведической литературы выражает структуру вселенной. В этой структуре именно последовательность ведической литературы имеет особое значение: развертывание Веды и ведической литературы точно выражает последовательное развертывание Природного Закона от его единого состояния в чистом трансцендентальном сознании до его проявления во всей вселенной.
Продолжение следует.
|